Развитие гомеопатии в России

К вопросу о развитии гомеопатии в России


Актуальность написания данной статьи продиктована современной ситуацией, сложившейся вокруг гомеопатии в России. Эффективность этого «подлинного метода лечения, искусство которого позволяет добиться исцеления наиболее быстро, надежно и необратимо» - как писал Ганеман, привела к его широкому использованию и отсюда к необходимости открытия гомеопатических колледжей и учебных курсов.
Есть несколько гомеопатических школ с мировой известностью в Греции, Индии, США, Англии, Голландии, Бельгии, обучение в которых считается очень престижным. Попытки создать такую школу мы видим и в России на протяжении последних 10 лет. Такая школа должна соответствовать самым высоким стандартам.
 Однако, отсутствие до сих пор серьезного научного обоснования гомеопатического метода приводит к вольной интерпретации его основных принципов и законов. Распространение комплексных гомеопатических препаратов в государственной аптечной сети, а так же свободная продажа гомеопатических лекарственных средств населению создает иллюзию кажущейся простоты и безопасности данного метода, ощущение вседозволенности и бесконтрольности, что приводит в гомеопатию случайных людей. Гомеопатические препараты назначаются без учета индивидуальных особенностей пациента и его заболевания, не по принципу подобия а по отдельным клиническим симптомам, т. е. гомеопатические средства назначаются по аллопатическому принципу, что ведет к снижению эффективности данного лечебного метода, способствует дискредитации гомеопатии и подтачивает ее еще не укрепившуюся позицию в медицинских кругах.
Многочисленные курсы усовершенствования по гомеопатии быстро и регулярно выпускают «целителей – гомеопатов», которые в последующие 5 лет абсолютно свободны от усовершенствования своих знаний и бесстрашно бросаются в «омут с головой» со своими пациентами.
Гомеопатия – это не довесок к аллопатической медицине, а самостоятельный сложный лечебный метод, который невозможно изучить за 216 часов, как и терапию, хирургию и т. д.
В настоящее время Россия нуждается в создании 2-3х годичных школ с хорошей научно-практической базой и надежным учебным материалом. Необходимость создания таких школ является очевидной и назревшей. Существующая сегодня Унифицированная Программа по гомеопатии является отчасти формальной и требует пересмотра. При создании новой Унифицированной Программы мы должны взять за основу программы ведущих гомеопатических школ мира, накопивших огромный практический опыт в подготовке врачей данной специальности.
В настоящее время в России существует множество школ, кафедр и просто учебных циклов по гомеопатии. Простому врачу, желающему овладеть гомеопатическим методом лечения, непросто разобраться в выборе школы, т. к. все они обещают быстро и качественно обучить гомеопатии. Некоторым докторам важно быстрее получить «корочки», чтобы зарабатывать деньги, но есть и такие, которые действительно хотят получить хорошие и глубокие знания по гомеопатии, но не знают где. Есть курсы, где обучение сводится к механической начитке Материи Медика и готовых гомеопатических рецептов для различных нозологических групп заболеваний.
 Другие школы приемлют методику, в которой Материя Медика изучается через субъективно-чувственное познание учителя. В сторону же Ганеманна и лучших его последователей не делается ни малейшего реверанса, об изучении их фундаментальных работ не идет и речи. Теперь говорят, что сегодня «Ганеманн не актуален». Данный подход является модным, идеи красивыми и оригинальными, однако, не работает при лечении острых состояний (о. отит, холецистит, кома, последствия о. инсульта и т. д.). При анализе же хронической патологии наблюдается излишняя ментализация, и врач-гомеопат становится толкователем и интерпретатором симптомов пациента, занимаясь психоанализом, вместо того, чтобы «просто наблюдать и записывать совокупность симптомов болезни» - (параграф 7 – 6 изд. «Органон»), которые говорят сами за себя и не нуждаются в нашей интерпретации, они нуждаются только в нашей непредубежденности и умении правильно составить необходимую гомеопатическую совокупность, найти эти симптомы в реперториуме и назначить similium. Элемент субъективизма при выборе гомеопатического препарата допускает сама природа, но это ни в коем случае не должно мешать правильному выбору лекарственного средства, т. к. «в гомеопатии работает принцип подобия, а не идентичности» – (параграф 158 «Органона»).
Другое замечательное достижение научно-технического прогресса – изобретение гомеопатических компьютерных программ, которые изначально призваны помогать думающему гомеопату, хорошо знающему Материю Медика в поиске similiuma, пытаются выделить в самостоятельный метод, который зачастую носит механический характер. Идут постоянные поиски чудесного алгоритма, который позволит без значительных умственных и временных затрат найти правильный гомеопатический препарат. Данные современные методики не должны заменять гомеопатию Ганемана и старых мастеров, которая прошла серьезную проверку временем в течение 2-х столетий.
Другой важной проблемой для создания гомеопатического Университета является недостаток профессиональных преподавательских кадров и специальных курсов для их подготовки. Для этого необходимо разработать Унифицированную Программу, включающую специальные разделы по методике преподавания и тестирования уровня знаний будущих преподавателей. Не нужно говорить о том, как важна роль преподавателя в подготовке кадров по любой специальности. У нас в России есть гомеопаты с хорошим клиническим опытом работы и имеющие в течение нескольких лет преподавательский стаж. Создание в России гомеопатических школ, соответствующих высоким стандартам, наше общее дело, для этого существующие школы должны объединить свои усилия, а не заниматься «перетягиванием одеяла» и соревнованиями в новаторских изысканиях. Для этого мы должны искоренить в наших рядах нездоровую конкуренцию и поднять гомеопатию в России на международный уровень.
Не будем забывать, что на каждом из нас лежит большая ответственность не только за жизни пациентов, но и за здоровье будущего поколения. Неправильное лечение, как и ложные идеи, по мнению Дж. Витулкаса, являются факторами, ведущими к дегенерации человечества.
 


Преподаватель школы Дж. Витулкаса
выпускница МАКГ Дж. Витулкаса Кузьмина И.Ф.


 Я, как редактор, взяла на себя смелость добавить, что метод гомеопатии сегодня актуален как никогда. В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня здоровья граждан. Этому много причин: социальные, бытовые проблемы, питание (модифицированные и искусственно созданные продукты) и вода; влияния СМИ, практически прививающих безнравственность; подрыв института семьи. Но самую огромную роль в резком снижении        уровня здоровья населения играет аллопатическая медицина. Неверная парадигма мышления врачей западной школы, основанная на подавлении этиологического фактора (бактерий и вирусов) и симптомов, а также прививки - все более и более разрушает здоровье граждан, активизируя появление все более тяжелых дегенеративных заболеваний. За относительно короткий период времени мы видим резкое увеличение количества людей с активным сифилитическим миазмом, что указывает на деградацию человечества, как биологического вида. Поэтому так важны методы альтернативной медицины, особенно гомеопатия. Последняя не только может радикально вылечить человека на всех уровнях его организации (конечно, если нет выраженных деструктивных изменений психики и сложных структурных изменений органов), но и улучшить генофонд человеческой популяции, так как мы при правильном лечении мы предупреждаем передачу миазматической (наследственной) отягощенности последующим поколениям. Поэтому в настоящее время должны быть активно востребованы правильные школы, обучающие классической гомеопатии.


Санина В.В.